• Главная
  • Шермиции
    • Положение
    • Словесность
    • Цели и задачи Федерации шермиций
  • Дисциплины
    • Правила дисциплин
  • Обучение
    • Искусство боя
  • Совет наставников Федерации
  • Членство
    • Клубы и представительства
      • Клуб ЮНЕСКО Задонщина
      • «Школа Шермиций» х.Потапов
      • Школа шермиций х.Рябичёв
    • Положение о Филиалах Федерации
  • Терминология
    • Наше видео
    • Фотоархив
  • Наши консультанты
  • Новости
    • Новости ФИЗЭР
  • Статьи и эссе
    • Традиция и глобализация
      • Варево «казачьего» вара
    • Воинская культура казаков
  • Школа шермиций х.Рябичёв
  • Как с нами связаться

Федерация казачьих воинских искусств "Шермиции"

Меню

  • Главная
  • Шермиции
    • Положение
    • Словесность
    • Цели и задачи Федерации шермиций
  • Дисциплины
    • Правила дисциплин
  • Обучение
    • Искусство боя
  • Совет наставников Федерации
  • Членство
    • Клубы и представительства
      • Клуб ЮНЕСКО Задонщина
      • «Школа Шермиций» х.Потапов
      • Школа шермиций х.Рябичёв
    • Положение о Филиалах Федерации
  • Терминология
    • Наше видео
    • Фотоархив
  • Наши консультанты
  • Новости
    • Новости ФИЗЭР
  • Статьи и эссе
    • Традиция и глобализация
      • Варево «казачьего» вара
    • Воинская культура казаков
  • Школа шермиций х.Рябичёв
  • Как с нами связаться

Терминология

Абордаж – способ ведения морского боя. После сближения вплотную с противником при обстреле его из всех видов оружия, атакующий корабль «сваливался» на абордаж, сцепляясь с вражеским кораблем специальными абордажными крючьями на цепях, и начиналась атака на палубы противника для уничтожения его экипажа и захвата корабля.

Адат – обычное право, незыблемые военные традиции.

Айданчик – косточка из коленной чашечки овцы или свиньи для игры. В нем просверливали отверстие и заливали свинец.

Амуниция – все форменное военное снаряжение.

Арчак – деревянное основание казачьего седла; состоял из двух лук, скрепленных короткими полками.

Аршин – мера длины в 16 вершков или 0,71 м.

Атака – наступательное действие, применяемое с целью нанесения укола (пикой) или удара (шашкой), по бездействующему, маневрирующему, или угрожающему оружием противнику.

Батман – воздействие оружием на клинок противника с целью вывести его за пределы поражаемого сектора.

Батование – спешивание при нападении неприятеля.

Бебут – колюще-режущее холодное клинковое оружие – большой кривой кинжал, с однолезвийным клинком и деревянной рукоятью.

Боевая полоса – полоса для рубки шашкой или уколов штыком.

Боевая стойка – положение бойца, отражающее его готовность к ведению боевых действий.

Боевая схватка – отдельный эпизод поединка, состоящий из непрерывно следующих действий.

Бой – спортивный поединок на холодном оружии, обусловленный правилами соревнований.

Бой сам-на-сам – кулачное единоборство.

Бой стеночный – коллективный кулачный бой

Бойное место – место проведения кулачных боев.

Борьба в схватку – борьба, при которой борцы охватывали друг друга руками, крест накрест пытаясь приподнять и бросить друг друга на землю.

Борьба на вольную – борьба без предварительного захвата.

Борьба на ломка – поясная борьба.

Бубна – дать бубну, ударить раскрытой ладонью, «выбить бубны» — ударить промеж лопаток по спине.

Бунчук – знак атаманской власти у казаков: белый конский хвост (бобылев хвост), в верхней части охваченный серебряной сеткой и прикрепленный к древку с кистями на серебряных шнурах.

Бушмат – небольшой кожаный стакан у седла или стремени. В бушмат вставлялся конец пики или древко штандарта, так чтобы древко висело за спиной у всадника на темляке и рука оставалась свободной.

Ватага – глубокий строй при походном движении.

Вентерь – тактика степной войны, при которой противник заманивается в засаду.

Вершок – мера длины 4,44 см.

Владеть соединением – быть защищенным от нападений прямо.

Воинская культура – под ней понимают все, что связано с войной и военным делом.

Вольт – прыжок в сторону.

Вызов – действие, побуждающее противника на применение определенного действия.

Выпад – движение фехтовальщика вперед из боевой стойки толчком сзади стоящей ноги и последующей опорой на выставляемую вперед стоящую ногу.

Выхват – быстрое извлечение шашки из ножен.

Галоп – быстрый конский аллюр. При галопе с правой ноги вся тяжесть лошади ложиться сначала на левую заднюю ногу, затем одновременно на правую заднюю и левую переднюю, потом на правую переднюю, при галопе с левой ноги наоборот.

Герц – «татарский танец», поединок перед сражением у запорожских казаков, то же что перепалки у донцов.

Гик – боевой клич во время атаки у донских казаков.

Гульбище – облавная степная охота.

Гопанье – тяжелое ступание в казачьем танце.

Губотряс – легкий удар тычком в губы.

Гулебные команды – команды казаков формировались на праздники из представителей одной улицы, хутора, станицы для участия в праздничных шермициях.

Дать сею-вею – ударить противника наотмашь.

Джигит – удалой всадник, воин.

Джигитка – крутка или фланкировка шашкой. Название используется современными казаками, произошло от кавказского боя кинжалами вслепую.

Джигитовка – упражнения на коне.

Дистанция – расстояние между фехтовальщиками в поединке.

Домашние игры – комплекс воспитательно-обучающих мероприятий, которые производились по станицам и хуторам Войска Донского, среди подрастающего поколения, с целью подготовки их к боевым действиям.

Донская развязка – ловкость в состязании.

Древко – основная часть пики.

Дриблинг – быстрое постукивание стопами о поле боя, выполняемое для воздействия на анализаторные системы противника.

Дротик – короткое копье.

Дуван – дележ добычи у казаков.

Жахнуть – ударить с размаху в голову.

Завеса – тактика степной войны, при использовании которой прикрывались отступающие части, а противник держался в состоянии боевого напряжения, когда казачьи части «маячили» у него на виду, но не атаковали.

Закрытие – возвращение в боевую стойку после выпада, шага и выпада.

Заревайла – кулачные бойцы, предводительствовали в стенке, или начинали кулачные бои.

Затравщики – дети и молодежь, начинавшие кулачки.

Защита – отражение оружия оружием противника, совершающего атаку или контратаку.

Игра оружием – перемещение клинка как при контакте, так и без контакта с оружием противника.

Инициация – посвящение.

Казачок – народный казачий танец.

Карусель – тактика степной войны, состоящая из кружения конных казаков вокруг оборонявшейся пехоты противника.

Колоброд – движение шашкой по восьмеркам вокруг тела.

Колотыриться – спорить с азартом.

Контратака – нападение на противника с целью опередить начатую им атаку или избежать удара уклонением, или оппозицией.

Копье – боевой наконечник пики.

Коренные народы — исконное население территорий, входящих в состав государств. Согласно резолюции 61/295 2007 г. ООН признается право всех народов отличаться друг от друга, считать себя отличающимися от других и пользоваться уважением в таком своем качестве; утверждается, что все народы вносят вклад в многообразие и богатство цивилизаций и культур, которые составляют общее наследие человечества.

Кош – община, товарищество у запорожских казаков.

Крыловой – казак выезжающий на перепалки, находящийся на фланге лавы.

Кудельки – детская игра-упражнение, состояла из вращения головой, руками и телом в разных плоскостях.

Кужата – мальчики 12–15 лет у казаков.

Кулачный бой – бой кулаками из молодечества.

Курень – жилище казаков.

Лава – боевое построение конных казаков для боя, и атакующее действие плотным строем.

Латки – игра, то же что пятнашки.

Линии фехтовальные – условное понятие о сторонах пространства, лежащих внутрь и кнаружи от клинка фехтовальщика.

Локоток – удар или защита локтем.

Ломание – поведение кулачного бойца во время боя.

Лязгнуть – ударить кантом ладони наотмашь.

Малолетки – казаки допризывного возраста.

Маневрирование – глубокое перемещение по полю бою.

Майдан – место проведения соревнований, разделенное на бойные места (состязания в возрастных группах), место для скачки и джигитовки, место для судей и стариков, место для музыкантов, места для народных игр.

Маскировка – действие, отвлекающее противника от определенных намерений или предстоящих действий, скрывающее состояние.

Микитки – нижние ребра у человека.

Намерение – тактическая задача боевого действия.

Нападение – попытка нанести укол, удар вне зависимости от тактической правоты или разницы во времени между действиями фехтовальщиков.

Наскок – удар с прыжком.

Оплеуха – боковой удар в ухо.

Отбив – отражение клинка противника, приближающегося к поражаемой поверхности.

Ответ – нападение, выполняемое непосредственно после защиты.

Оттяжка – движение руки с шашкой до упора назад, без возврата в исходное положение.

Палаш – холодное рубящее оружие с прямым клинком.

Панталера – широкий ремень через левое плечо, с железным крючком у правого бедра, за который специальной скобой на шейке ложи или на древке в кавалерии цеплялся карабин или штандарт.

Панщина – то же что барщина, в задонских слободах – место жительства крепостных крестьян.

Пассовые ремни – кожаные ремешки на которых подвешивалась шашка.

Пеня – наказание у казаков.

Перевод – нападение, выполняемое с обведением клинка или руки противника.

Перенос – нападение, выполняемое с обведением острия клинка противника.

Перепалки – единоборства перед сражением в степной войне.

Пика – древковое колющее оружие.

Пищаль – ствольное огнстрельное оружие.

Плюха – боковой удар.

Позиция – положение оружия по отношению к собственной поражаемой поверхности фехтовальщика.

Покачать – побить.

Поле боя – площадка, предназначенная для ведения поединка.

Попона – большой кусок сукна, которым на стоянках покрывали круп коня для защиты от холода и дождя.

Портупея – ремень для ношения холодного оружия.

Прием – специализированное положение и движение бойца, отличающееся характерной двигательной структурой, взятой вне тактической ситуации.

Пуд – мера веса, 16 кг.

Ремиз – нападение после столкновение с защитой противника с целью опережения ответа. Опережающий удар.

Рипост – Укол (удар), выполненный фехтовальщиком после защиты оружием в непрерывной схватке. Немедленный ответ. Укол (удар) фехтовальщика, следующий сразу же после защиты оружием.

Рубка – нанесение точных и правильных ударов по мишени шашкой, с целью ее разделения на части, или отсечения какой-либо ее части.

Салют – приветствие движением оружием.

Сектор – часть поражаемой поверхности фехтовальщика.

Скачок – перемещение фехтовальщика без скрещивания ног.

Слобода – поселение русских или украинских крестьян в Задонье.

Соединение – соприкосновение клинков.

Сполох – сигнал тревоги.

Станица – казачье поселение.

Сцеплялка-свалка – вид кулачного боя, когда сражаются все против всех, или каждый сам за себя. Этап в кулачном бою, когда кулачки теряют свою организованность.

Тактика – характер ведения боя и сумма способов обыгрывания, применяемых фехтовальщиком в бою.

Тактическая правота – преимущество определяемое правилами соревнования для атак и ответов (то же что фехтовальная фраза).

Темляк – 1) кожаная широкая петля на древке пики, в походе надевавшаяся на плечо всадника и освобождавшая его руку, так что пика висела за плечом; в боевом положении темляк надевался выше локтя и служил дополнительным упором при ударе пикой. 2) повязывавшаяся на рукояти холодного оружия петля, в походном положении обернутая вокруг оружия, в боевом положении темляк надевался на запястье руки и предохранял выпущенное из рук оружие от падения на землю.

Темп – условное время, за которое фехтовальщик может выполнить одно простое фехтовальное действие: выпад, шаг вперед, финт и т.п.

Техника – совокупность наиболее целесообразных приемов фехтовального боя, а также структура и другие параметры их выполнения.

Традиционные виды физической активности — исторически сложившиеся в культурах коренных народов, ведущих традиционный образ жизни, виды физических упражнений и состязаний, к которым относятся этнокультурные виды исконных забав, не подверженных спортизации: бег в мешках, лазанье на столб, купание в проруби, танцевальные конкурсы (гопак, камаринская плясовая, танец орла) и прочие.

Традиционные игры — этнокультурные традиции публичных состязаний — исконных забав, имевших место во время массовых сходов, приуроченных к календарным праздникам или религиозным обрядам; как правило, устраиваются в сакральных местах, связанных с историей

Традиционный образ жизни — система общественного устройства у коренных народов, в которой вопросы семейных и межэтнических отношений, способы хозяйствования и природопользования, соотносятся с природно-климатическими особенностям среды обитания и регулируются сложившимися морально-нравственными устоями и традиционным (обыденным) правом. Не следует отождествлять традиционный и архаический образы жизни. Использование определения «традиционный» предпочтительнее. Следование «традиции» предполагает сохранение и воспроизводство культурного наследия коренных народов, в то время как «архаикой» считаются те устои, которые необходимо трансформировать, сделать «более цивилизованным». В качестве определения используется в международном (Конвенция № 169 МОТ) и российском праве (ФЗ № 49, ФЗ № 122) в положениях о коренных малочисленных народах.

Трухменка – высокая черная барашковая шапка.

Тычка – короткий удар.

Удар – прикосновение лезвия клинка с определенной силой к поражаемой поверхности противника.

Уклонение – перемещение поражаемой поверхности с целью затруднить противнику нанесения укола (удара) и избежать его получения.

Фальконет – малая полковая или крепостная пушка.

Финт – угрожающее движение оружием, вызывающе у противника реагирование защитой.

Фланкировка – вращение шашкой или пикой.

Флюгер – флажок на пике.

Чайка – лодка у запорожских казаков.

Чувство боя – специализированное свойство фехтовальщика, основанное на быстроте и точности двигательных восприятий.

Чувство времени – специализированное свойство фехтовальщика в оценке микроинтервалов времени.

Чувство дистанции – специализированное свойство фехтовальщика, основанное на точности оценки расстояния до противника.

Чувство оружия
– специализированное свойство фехтовальщика, основанное на быстроте и точности тактильных восприятий.

Шаг – перемещение фехтовальщика по полю боя, исключающее безопорную фазу и скрещивание ног.

Шашка – оружие для боя в пешем и конном строю, с заточенным со стороны лезвия и части обуха клинком, имеющим небольшую кривизну.

Шермиции – вид этноспорта, основанный на практике исторически сложившихся форм состязаний с оружием и без такового в среде Донских Казаков. Включает в себя ритуальный (праздничный), состязательный и прикладной уровни.

Широк – удар пикой или шашкой.

Штандарт – кавалерийское знамя, меньшего чем в пехоте размера, квадратное, обшитое золотом, прибитое к особо прочному древку со скобой, к которой в конном строю цеплялся крюк панталера.

Этнический спорт (этноспорт) – формы традиционных игр и состязаний, являющихся телесным и духовным выражением адаптации человека к природной и культурной среде, специфической телесной моторики, которая служит механизмом воспроизводства идентичности этнокультурной общности.

  • Популярные записи и страницы

    • Масленичные шермиции – воинская казачья забава как дань памяти предков.
    • Клуб ЮНЕСКО "Задонщина": занятия по борьбе и кулачному бою.
    • Рудиченко Т.С., Демина В.Н. СОВРЕМЕННЫЕ ВОИНСКИЕ РИТУАЛЫ И ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЯ ДОНСКИХ КАЗАКОВ.
    • Школа шермиций х.Рябичёв
    • Борьба "на ломка", "за пряжки": история, правила, приемы.
    • Фехтование шашкой: развязывание руки.
    • "Школа шермиций" х. Рябичёв
    • КАЗАКИ ПОД АЗОВОМ.
    • Ф.КРЮКОВ. ЗЫБЬ (ОТРЫВОК). 1909 Г.
    • В «ШКОЛЕ ШЕРМИЦИИ» НОВЫЕ УЧЕНИКИ.
  • RSS Дикое поле

    • Произошла ошибка; возможно, лента недоступна. Повторите попытку позже.

    Blogroll

    • Discuss
    • Get Inspired
    • Get Polling
    • Get Support
    • Learn WordPress.com
    • Theme Showcase
    • WordPress Planet
    • WordPress.com News
  • Последние записи

    • Масленичные шермиции – воинская казачья забава как дань памяти предков.
    • Клуб ЮНЕСКО «Задонщина»: занятия по борьбе и кулачному бою.
    • Рудиченко Т.С., Демина В.Н. СОВРЕМЕННЫЕ ВОИНСКИЕ РИТУАЛЫ И ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЯ ДОНСКИХ КАЗАКОВ.
    • Борьба «на ломка», «за пряжки»: история, правила, приемы.
    • Фехтование шашкой: развязывание руки.
    • «Школа шермиций» х. Рябичёв
    • КАЗАКИ ПОД АЗОВОМ.
  • Блог на WordPress.com.
  • Connect with us:
  • Twitter
  • Facebook
  • RSS