Абордаж – способ ведения морского боя. После сближения вплотную с противником при обстреле его из всех видов оружия, атакующий корабль «сваливался» на абордаж, сцепляясь с вражеским кораблем специальными абордажными крючьями на цепях, и начиналась атака на палубы противника для уничтожения его экипажа и захвата корабля.
Адат – обычное право, незыблемые военные традиции.
Айданчик – косточка из коленной чашечки овцы или свиньи для игры. В нем просверливали отверстие и заливали свинец.
Амуниция – все форменное военное снаряжение.
Арчак – деревянное основание казачьего седла; состоял из двух лук, скрепленных короткими полками.
Аршин – мера длины в 16 вершков или 0,71 м.
Атака – наступательное действие, применяемое с целью нанесения укола (пикой) или удара (шашкой), по бездействующему, маневрирующему, или угрожающему оружием противнику.
Батман – воздействие оружием на клинок противника с целью вывести его за пределы поражаемого сектора.
Батование – спешивание при нападении неприятеля.
Бебут – колюще-режущее холодное клинковое оружие – большой кривой кинжал, с однолезвийным клинком и деревянной рукоятью.
Боевая полоса – полоса для рубки шашкой или уколов штыком.
Боевая стойка – положение бойца, отражающее его готовность к ведению боевых действий.
Боевая схватка – отдельный эпизод поединка, состоящий из непрерывно следующих действий.
Бой – спортивный поединок на холодном оружии, обусловленный правилами соревнований.
Бой сам-на-сам – кулачное единоборство.
Бой стеночный – коллективный кулачный бой
Бойное место – место проведения кулачных боев.
Борьба в схватку – борьба, при которой борцы охватывали друг друга руками, крест накрест пытаясь приподнять и бросить друг друга на землю.
Борьба на вольную – борьба без предварительного захвата.
Борьба на ломка – поясная борьба.
Бубна – дать бубну, ударить раскрытой ладонью, «выбить бубны» — ударить промеж лопаток по спине.
Бунчук – знак атаманской власти у казаков: белый конский хвост (бобылев хвост), в верхней части охваченный серебряной сеткой и прикрепленный к древку с кистями на серебряных шнурах.
Бушмат – небольшой кожаный стакан у седла или стремени. В бушмат вставлялся конец пики или древко штандарта, так чтобы древко висело за спиной у всадника на темляке и рука оставалась свободной.
Ватага – глубокий строй при походном движении.
Вентерь – тактика степной войны, при которой противник заманивается в засаду.
Вершок – мера длины 4,44 см.
Владеть соединением – быть защищенным от нападений прямо.
Воинская культура – под ней понимают все, что связано с войной и военным делом.
Вольт – прыжок в сторону.
Вызов – действие, побуждающее противника на применение определенного действия.
Выпад – движение фехтовальщика вперед из боевой стойки толчком сзади стоящей ноги и последующей опорой на выставляемую вперед стоящую ногу.
Выхват – быстрое извлечение шашки из ножен.
Галоп – быстрый конский аллюр. При галопе с правой ноги вся тяжесть лошади ложиться сначала на левую заднюю ногу, затем одновременно на правую заднюю и левую переднюю, потом на правую переднюю, при галопе с левой ноги наоборот.
Герц – «татарский танец», поединок перед сражением у запорожских казаков, то же что перепалки у донцов.
Гик – боевой клич во время атаки у донских казаков.
Гульбище – облавная степная охота.
Гопанье – тяжелое ступание в казачьем танце.
Губотряс – легкий удар тычком в губы.
Гулебные команды – команды казаков формировались на праздники из представителей одной улицы, хутора, станицы для участия в праздничных шермициях.
Дать сею-вею – ударить противника наотмашь.
Джигит – удалой всадник, воин.
Джигитка – крутка или фланкировка шашкой. Название используется современными казаками, произошло от кавказского боя кинжалами вслепую.
Джигитовка – упражнения на коне.
Дистанция – расстояние между фехтовальщиками в поединке.
Домашние игры – комплекс воспитательно-обучающих мероприятий, которые производились по станицам и хуторам Войска Донского, среди подрастающего поколения, с целью подготовки их к боевым действиям.
Донская развязка – ловкость в состязании.
Древко – основная часть пики.
Дриблинг – быстрое постукивание стопами о поле боя, выполняемое для воздействия на анализаторные системы противника.
Дротик – короткое копье.
Дуван – дележ добычи у казаков.
Жахнуть – ударить с размаху в голову.
Завеса – тактика степной войны, при использовании которой прикрывались отступающие части, а противник держался в состоянии боевого напряжения, когда казачьи части «маячили» у него на виду, но не атаковали.
Закрытие – возвращение в боевую стойку после выпада, шага и выпада.
Заревайла – кулачные бойцы, предводительствовали в стенке, или начинали кулачные бои.
Затравщики – дети и молодежь, начинавшие кулачки.
Защита – отражение оружия оружием противника, совершающего атаку или контратаку.
Игра оружием – перемещение клинка как при контакте, так и без контакта с оружием противника.
Инициация – посвящение.
Казачок – народный казачий танец.
Карусель – тактика степной войны, состоящая из кружения конных казаков вокруг оборонявшейся пехоты противника.
Колоброд – движение шашкой по восьмеркам вокруг тела.
Колотыриться – спорить с азартом.
Контратака – нападение на противника с целью опередить начатую им атаку или избежать удара уклонением, или оппозицией.
Копье – боевой наконечник пики.
Коренные народы — исконное население территорий, входящих в состав государств. Согласно резолюции 61/295 2007 г. ООН признается право всех народов отличаться друг от друга, считать себя отличающимися от других и пользоваться уважением в таком своем качестве; утверждается, что все народы вносят вклад в многообразие и богатство цивилизаций и культур, которые составляют общее наследие человечества.
Кош – община, товарищество у запорожских казаков.
Крыловой – казак выезжающий на перепалки, находящийся на фланге лавы.
Кудельки – детская игра-упражнение, состояла из вращения головой, руками и телом в разных плоскостях.
Кужата – мальчики 12–15 лет у казаков.
Кулачный бой – бой кулаками из молодечества.
Курень – жилище казаков.
Лава – боевое построение конных казаков для боя, и атакующее действие плотным строем.
Латки – игра, то же что пятнашки.
Линии фехтовальные – условное понятие о сторонах пространства, лежащих внутрь и кнаружи от клинка фехтовальщика.
Локоток – удар или защита локтем.
Ломание – поведение кулачного бойца во время боя.
Лязгнуть – ударить кантом ладони наотмашь.
Малолетки – казаки допризывного возраста.
Маневрирование – глубокое перемещение по полю бою.
Майдан – место проведения соревнований, разделенное на бойные места (состязания в возрастных группах), место для скачки и джигитовки, место для судей и стариков, место для музыкантов, места для народных игр.
Маскировка – действие, отвлекающее противника от определенных намерений или предстоящих действий, скрывающее состояние.
Микитки – нижние ребра у человека.
Намерение – тактическая задача боевого действия.
Нападение – попытка нанести укол, удар вне зависимости от тактической правоты или разницы во времени между действиями фехтовальщиков.
Наскок – удар с прыжком.
Оплеуха – боковой удар в ухо.
Отбив – отражение клинка противника, приближающегося к поражаемой поверхности.
Ответ – нападение, выполняемое непосредственно после защиты.
Оттяжка – движение руки с шашкой до упора назад, без возврата в исходное положение.
Палаш – холодное рубящее оружие с прямым клинком.
Панталера – широкий ремень через левое плечо, с железным крючком у правого бедра, за который специальной скобой на шейке ложи или на древке в кавалерии цеплялся карабин или штандарт.
Панщина – то же что барщина, в задонских слободах – место жительства крепостных крестьян.
Пассовые ремни – кожаные ремешки на которых подвешивалась шашка.
Пеня – наказание у казаков.
Перевод – нападение, выполняемое с обведением клинка или руки противника.
Перенос – нападение, выполняемое с обведением острия клинка противника.
Перепалки – единоборства перед сражением в степной войне.
Пика – древковое колющее оружие.
Пищаль – ствольное огнстрельное оружие.
Плюха – боковой удар.
Позиция – положение оружия по отношению к собственной поражаемой поверхности фехтовальщика.
Покачать – побить.
Поле боя – площадка, предназначенная для ведения поединка.
Попона – большой кусок сукна, которым на стоянках покрывали круп коня для защиты от холода и дождя.
Портупея – ремень для ношения холодного оружия.
Прием – специализированное положение и движение бойца, отличающееся характерной двигательной структурой, взятой вне тактической ситуации.
Пуд – мера веса, 16 кг.
Ремиз – нападение после столкновение с защитой противника с целью опережения ответа. Опережающий удар.
Рипост – Укол (удар), выполненный фехтовальщиком после защиты оружием в непрерывной схватке. Немедленный ответ. Укол (удар) фехтовальщика, следующий сразу же после защиты оружием.
Рубка – нанесение точных и правильных ударов по мишени шашкой, с целью ее разделения на части, или отсечения какой-либо ее части.
Салют – приветствие движением оружием.
Сектор – часть поражаемой поверхности фехтовальщика.
Скачок – перемещение фехтовальщика без скрещивания ног.
Слобода – поселение русских или украинских крестьян в Задонье.
Соединение – соприкосновение клинков.
Сполох – сигнал тревоги.
Станица – казачье поселение.
Сцеплялка-свалка – вид кулачного боя, когда сражаются все против всех, или каждый сам за себя. Этап в кулачном бою, когда кулачки теряют свою организованность.
Тактика – характер ведения боя и сумма способов обыгрывания, применяемых фехтовальщиком в бою.
Тактическая правота – преимущество определяемое правилами соревнования для атак и ответов (то же что фехтовальная фраза).
Темляк – 1) кожаная широкая петля на древке пики, в походе надевавшаяся на плечо всадника и освобождавшая его руку, так что пика висела за плечом; в боевом положении темляк надевался выше локтя и служил дополнительным упором при ударе пикой. 2) повязывавшаяся на рукояти холодного оружия петля, в походном положении обернутая вокруг оружия, в боевом положении темляк надевался на запястье руки и предохранял выпущенное из рук оружие от падения на землю.
Темп – условное время, за которое фехтовальщик может выполнить одно простое фехтовальное действие: выпад, шаг вперед, финт и т.п.
Техника – совокупность наиболее целесообразных приемов фехтовального боя, а также структура и другие параметры их выполнения.
Традиционные виды физической активности — исторически сложившиеся в культурах коренных народов, ведущих традиционный образ жизни, виды физических упражнений и состязаний, к которым относятся этнокультурные виды исконных забав, не подверженных спортизации: бег в мешках, лазанье на столб, купание в проруби, танцевальные конкурсы (гопак, камаринская плясовая, танец орла) и прочие.
Традиционные игры — этнокультурные традиции публичных состязаний — исконных забав, имевших место во время массовых сходов, приуроченных к календарным праздникам или религиозным обрядам; как правило, устраиваются в сакральных местах, связанных с историей
Традиционный образ жизни — система общественного устройства у коренных народов, в которой вопросы семейных и межэтнических отношений, способы хозяйствования и природопользования, соотносятся с природно-климатическими особенностям среды обитания и регулируются сложившимися морально-нравственными устоями и традиционным (обыденным) правом. Не следует отождествлять традиционный и архаический образы жизни. Использование определения «традиционный» предпочтительнее. Следование «традиции» предполагает сохранение и воспроизводство культурного наследия коренных народов, в то время как «архаикой» считаются те устои, которые необходимо трансформировать, сделать «более цивилизованным». В качестве определения используется в международном (Конвенция № 169 МОТ) и российском праве (ФЗ № 49, ФЗ № 122) в положениях о коренных малочисленных народах.
Трухменка – высокая черная барашковая шапка.
Тычка – короткий удар.
Удар – прикосновение лезвия клинка с определенной силой к поражаемой поверхности противника.
Уклонение – перемещение поражаемой поверхности с целью затруднить противнику нанесения укола (удара) и избежать его получения.
Фальконет – малая полковая или крепостная пушка.
Финт – угрожающее движение оружием, вызывающе у противника реагирование защитой.
Фланкировка – вращение шашкой или пикой.
Флюгер – флажок на пике.
Чайка – лодка у запорожских казаков.
Чувство боя – специализированное свойство фехтовальщика, основанное на быстроте и точности двигательных восприятий.
Чувство времени – специализированное свойство фехтовальщика в оценке микроинтервалов времени.
Чувство дистанции – специализированное свойство фехтовальщика, основанное на точности оценки расстояния до противника.
Чувство оружия – специализированное свойство фехтовальщика, основанное на быстроте и точности тактильных восприятий.
Шаг – перемещение фехтовальщика по полю боя, исключающее безопорную фазу и скрещивание ног.
Шашка – оружие для боя в пешем и конном строю, с заточенным со стороны лезвия и части обуха клинком, имеющим небольшую кривизну.
Шермиции – вид этноспорта, основанный на практике исторически сложившихся форм состязаний с оружием и без такового в среде Донских Казаков. Включает в себя ритуальный (праздничный), состязательный и прикладной уровни.
Широк – удар пикой или шашкой.
Штандарт – кавалерийское знамя, меньшего чем в пехоте размера, квадратное, обшитое золотом, прибитое к особо прочному древку со скобой, к которой в конном строю цеплялся крюк панталера.
Этнический спорт (этноспорт) – формы традиционных игр и состязаний, являющихся телесным и духовным выражением адаптации человека к природной и культурной среде, специфической телесной моторики, которая служит механизмом воспроизводства идентичности этнокультурной общности.